Тысячекратно цитируется применительно к обучению древняя мудрость:и один человек может привести коня к водопою, но даже сорок не смогут заставить его напиться. Да, можно усадить детей за парты и добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации усвоение знаний не произойдёт. Это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? На протяжении нескольких лет я также пытаюсь найти ответ на этот вопрос, работая над методической темой: «Развитие положительной мотивации к учению через использование нетрадиционных форм проведения уроков математики.» Это обусловлено тем, что приходящий в училище контингент имеет ряд особенностей:
Изучение мотивации обучающихся провожу непосредственным наблюдением и с помощью анкетирования. Использую две анкеты: анкета №1 «Зачем я изучаю математику?» и анкета №2 «Твои ассоциации».
Отражение ассоциативного восприятия
|
Цвет |
Настроение |
Символ или предмет |
Слово или словосочетание |
Техникум |
|
|
|
|
Моя группа |
|
|
|
|
Урок |
|
|
|
|
Оценка |
|
|
|
|
Математика |
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
Новый материал |
|
|
|
|
Математический диктант |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
Контрольная работа |
|
|
|
|
Урок решения задач |
|
|
|
|
Ответ у доски |
|
|
|
|
Теорема |
|
|
|
|
Уравнение |
|
|
|
|
Пример |
|
|
|
|
Задача |
|
|
|
|
Учитель математики |
|
|
|
|
Все мы знаем, что учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. В воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Поэтому считаю, что для развития положительной мотивации к обучению, формирования УУД, расширения кругозора, воспитания общей культуры личности большую роль играет организация внеклассной работы. Вызывая интерес учащихся к предмету, внеклассная работа способствует развитию творческих способностей учащихся, углублению знаний, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся. Традиционно в техникуме проводится месяц общеобразовательных предметов, в рамках которого проходят разнообразные мероприятия по математике: игры, конкурсы, эстафеты, КВНы, олимпиады, соревнования, путешествия, вечера и др.
Также на протяжении двух последних лет я являюсь руководителем математического кружка «УМКа» (Увлекательная математика каждому). Целью занятий в математическом кружке является: развитие умений проектной деятельности, формирование исследовательской компетентности студентов для успешной самореализации и последующей социализации, знакомство с новыми формами представления математических знаний и их практическим применением. В связи с этим также начала работать над темой « Развитие общих компетенций и УУД обучающихся через организацию проектной деятельности во внеклассной работе по математике» Программа кружка предусматривает изучение теоретических основ метода проектов, типов проектов, алгоритма работы над проектом. Мы учимся ставить цель, формулировать задачи, знакомимся с основными требованиями, предъявляемыми к структуре и оформлению письменной части учебных проектов, выполняем в классе два групповых практических проекта: «Строим башню» и «Строим мост». Затем студенты выбирают тему для своего проекта из предложенных мною или предлагают свою, мы определяемся, кто будет работать в группе, кто в паре, кто индивидуально. Наиболее интересные проекты получились по следующим темам:
- На пути к мечте (покупка собственного автомобиля) или Бюджет семьи на языке математики.
- Определение математических параметров потребительской корзины в условиях города Советска.
- Математика в моей профессии.
- Фракталы
- Математика в годы ВОВ.
- Математика и спорт.
- Приёмы рационального и быстрого счёта.
- Проценты как основа финансовой грамотности будущего выпускника.
- Невозможные фигуры.
- Математические характеристики египетских пирамид.
Считаю, что в результате обучения в математическом кружке студенты приобретают основные навыки самообразования, учатся находить нужную информацию и грамотно её использовать, развивают творческие способности, логическое мышление, получают практические навыки применения математических знаний, учатся грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, расширяют свой кругозор, осознают взаимосвязь математики с другими областями жизни и, конечно, при работе над проектом формируются универсальные учебные действия и, как следствие, развивается положительная мотивация к учению.
Оценка результатов работы в рамках представленного опыта проводится по показателю обученности и качества обучения учащихся по предмету. Данные ежегодно анализируются, что позволяет сделать вывод о формировании положительной мотивации к учению, об устойчиво положительном уровне обученности, положительной динамике качества обучения. Результаты работы показывают, что применяемые формы и методы приводят к активизации и развитию обучающихся, повышают интерес к предмету.