Приветствую Вас, Гость
Если Вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу, 
то счастье само отыщет Вас.
К. Ушинский.
 

     Тысячекратно цитируется применительно к обучению древняя мудрость:и один человек может привести коня к водопою, но даже сорок не смогут заставить его напиться. Да, можно усадить детей за парты и добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации усвоение знаний не произойдёт. Это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний?      На протяжении нескольких лет я также пытаюсь найти ответ на этот вопрос, работая над методической темой: «Развитие положительной мотивации к учению через использование нетрадиционных форм проведения уроков математики.»  Это обусловлено тем, что приходящий в училище контингент имеет ряд особенностей:

–       низкая мотивация к учению;
–       низкая познавательная активность;
–       показатели уровня обученности при входящем контроле ниже среднего.   
Поэтому важными задачами своей педагогической деятельности считаю следующие:
 –       выявить реальный уровень развития мотивации;
 –       формировать и развивать положительно устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

 Изучение мотивации обучающихся провожу непосредственным наблюдением и с помощью анкетирования. Использую две анкеты: анкета №1 «Зачем я изучаю математику?»  и анкета №2 «Твои ассоциации». 

Анкета №1 «Зачем я изучаю математику?»
Цель: выявить отношение к математике, мотивы её изучения.                                               
Содержание.
       1.Что значит для тебя училище?
       2. Какие предметы тебе больше нравится изучать?
       3. Твоё отношение к математике.
       4. Что больше привлекает: алгебра или геометрия?
       5. Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?
       6. Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?
       7. Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)
       8. Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?
       9. Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?
       10. Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?
       11. Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?
       12. Как ты выполняешь домашнее задание?
       13. Что, по-твоему, надо изменить в обучении математике, чтобы результаты были выше?
       14.Хотел бы ты заниматься в математическом кружке?
       15. Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?
Обработка результатов: ответы на вопросы анкеты дают представление об отношении к математике - положительном, нейтральном, отрицательном.                              
Анкета №2 «Твои ассоциации».Цель: выявить эмоциональное отношение к математике, к учителю, к различным видам работы на уроке, к выполнению домашнего задания.
Содержание: учащимся предлагается заполнить таблицу.                                                                                   

Отражение ассоциативного восприятия

 

Цвет

Настроение

Символ или предмет

Слово или словосочетание

Техникум

 

 

 

 

Моя группа

 

 

 

 

Урок

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

Математика

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

Новый материал

 

 

 

 

Математический диктант

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Урок решения задач

 

 

 

 

Ответ у доски

 

 

 

 

Теорема

 

 

 

 

Уравнение

 

 

 

 

Пример

 

 

 

 

Задача

 

 

 

 

Учитель математики

 

 

 

 

 

 
Обработка результатов:
1)Если положительный фон больше 75%, то отношение к изучению математики активное, творческое.
2)60 -75% -положительное.
3) 45 – 60% - положительное, но ситуативное.
4) 30 – 45% -  нейтральное.
5) Меньше 30% - отрицательное. 
 При работе с учащимися нового набора обнаруживается ряд проблем:
–       противоречия между потребностями учащихся в высокой оценке и результатом уровня обученности, который не устраивает ни учащихся, ни учителя;
–       забываемость учебного материала, связанная с малоэффективными приёмами заучивания;
–       отсутствие или нарушение внутрипредметных и межпредметных связей, обусловленное непрочностью знаний и как следствие – неумение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, т.е. решать более сложные задания, применять знания и умения в нестандартных ситуациях.      
Опираясь на данные результаты, корректирую свои действия по развитию мотивационной сферы учеников и ликвидации этих проблем. С этой целью:
1)    выявляю сильные и слабые стороны ученика, способности его личности;
2)    выбираю и конкретизирую цели, критерии и перечень тех личностных качеств, с учётом которых планирую свою деятельность;
3)    разрабатываю с учётом выделенных критериев личностных качеств, а также в целом с учётом конкретной личности ученика систему задач, заданий, упражнений, учебных ситуаций;
4)    применяю задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую);
5)    стимулирую учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
6)    обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по – другому;
7)    создаю положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;
8)     использую нетрадиционные формы проведения уроков.     
На своих уроках использую технологии модульного обучения, уровневой дифференциации, рейтинговую оценку знаний. Такие уроки разработаны по 10 темам:
·        Логарифмические уравнения
     Эти уроки включают в себя:
1)    самостоятельную постановку учащимися целей занятия, которые учитель корректирует и дополняет (учащиеся с учётом своих возможностей выбирают уровневую цель, прогнозируют результаты своей работы на уроке);
2)    объяснение нового материала с учётом зоны ближайшего развития;
3)    самостоятельную работу с учебным материалом (учебные тексты: путеводитель, учебники, справочники – предлагаются учителем, учащиеся осуществляют самостоятельное планирование своей работы, самоконтроль, корректировку ошибок и ликвидацию пробелов);
4)    уровневое домашнее задание, в зависимости от достигнутых результатов на уроке (или право выбора задания для самостоятельной работы).     
Организация уроков в активной форме также способствует развитию положительной мотивации к учению. Мною разработаны и проведены следующие уроки:
§  Уроки-семинары по темам:  «Производная», «Логарифмические уравнения и неравенства»;
§  Урок-отчёт по теме: «Многогранники»;
§  Урок-эстафета по теме: «Тригонометрические уравнения»;
§  Урок-поиск ошибок по теме: «Логарифмические уравнения»;
§  Интегрированный урок математики и экономики «Банковские операции: начисление простых и сложных процентов». 
     Повышению мотивации к обучению способствует также использование исторического материала на уроках, подготовка которого может быть предложена самим обучающимся (например, сообщения по темам «Из истории тригонометрии», «Производная», «Из истории логарифмов», сообщения об учёных),  использование кроссвордов на различных этапах урока, стихов о математике и математиках, правил в стихах, математических фокусов, шарад, ребусов, софизмов.     

     Все мы знаем, что учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. В воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Поэтому считаю, что для развития положительной мотивации к обучению, формирования УУД, расширения кругозора,  воспитания общей культуры личности большую роль играет организация внеклассной работы. Вызывая интерес учащихся к предмету, внеклассная работа способствует развитию творческих способностей учащихся, углублению знаний, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся. Традиционно в техникуме проводится месяц общеобразовательных предметов, в рамках которого проходят разнообразные мероприятия по математике: игры, конкурсы, эстафеты, КВНы, олимпиады, соревнования, путешествия, вечера и др.

Также на протяжении двух последних лет я являюсь руководителем математического кружка «УМКа» (Увлекательная математика каждому). Целью занятий  в математическом кружке является: развитие умений проектной деятельности,  формирование исследовательской компетентности студентов для успешной самореализации и последующей социализации, знакомство с новыми формами представления математических знаний и их практическим применением. В связи с этим также начала работать над темой « Развитие общих компетенций и УУД обучающихся через организацию проектной деятельности во внеклассной работе по математике» Программа кружка предусматривает изучение теоретических основ метода проектов, типов проектов, алгоритма работы над проектом. Мы учимся ставить цель, формулировать задачи, знакомимся с основными требованиями, предъявляемыми к структуре и оформлению письменной части учебных проектов, выполняем  в классе два групповых  практических проекта: «Строим башню» и «Строим мост». Затем студенты выбирают тему для своего проекта из предложенных мною или предлагают свою,  мы определяемся, кто будет работать в группе, кто в паре, кто индивидуально. Наиболее интересные проекты получились по следующим темам:

  1. На пути к мечте (покупка собственного автомобиля) или Бюджет семьи на языке математики.
  2. Определение математических параметров потребительской корзины в условиях города Советска.
  3. Математика в моей профессии.
  4. Фракталы
  5. Математика в годы ВОВ.
  6. Математика и спорт.
  7. Приёмы рационального и быстрого счёта.
  8. Проценты как основа финансовой грамотности будущего выпускника.
  9. Невозможные фигуры.
  10. Математические характеристики египетских пирамид.

     Считаю, что в результате обучения в математическом кружке студенты приобретают основные навыки самообразования, учатся находить нужную информацию и грамотно её использовать, развивают  творческие способности, логическое мышление, получают  практические навыки применения математических знаний, учатся грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, расширяют свой кругозор, осознают взаимосвязь математики с другими областями жизни и, конечно,  при работе над проектом формируются универсальные учебные действия и, как следствие, развивается положительная мотивация к учению.

Оценка результатов работы в рамках представленного опыта проводится по показателю обученности и качества обучения учащихся по предмету. Данные ежегодно анализируются, что позволяет сделать вывод о формировании положительной мотивации к учению, об устойчиво положительном уровне обученности,  положительной динамике качества обучения. Результаты работы показывают, что применяемые формы и методы приводят к активизации и развитию обучающихся, повышают интерес к предмету.